Размышления о клиповом сознании

Когда я училась в старших классах, я любила смотреть музыкальный канал. Это был Channel V, филиппинский, если я не ошибаюсь. Я могла проводить часы в ожидании своих любимых песен. У меня была договорённость с одной одноклассницей, что как только она замечала мою любимую группу на канале, она звонила мне, а я сообщала ей о её любимцах.

Сегодня забавно вспоминать о тех школьных днях и пристрастии к музыкальным клипам. Это всё резко закончилось, когда я поступила в университет. Времени на телевизор не осталось, да и охота смотреть Channel V сама собой прошла…

Тогда, когда я смотрела музыкальные клипы в большом количестве, я порой задавалась вопросом, как данное видео связано с данной песней. И далеко не всегда можно было провести параллели и увидеть какой-либо смысл. На сегодняшний день, в большинстве случаев, видеоряд никак не связан с содержанием песни. Он, скорее, призван шокировать, впечатлить, вызвать эмоциональную реакцию и впечататься в память. И это уже мало кого удивляет.

Я тогда не догадывалась, что потребление музыкальных клипов в таком количестве может изменить мой образ мышления, лишить аналитических способностей и некоторых интеллектуальных преимуществ. Недовольные реплики отца воспринимались как ворчание старшего поколения. Как оказалось, в чём-то папа был прав, есть определённый эффект отупения. Но феномен клипового сознания шире и не столь однозначен.

Что такое клиповое сознание

Клиповое сознание, как и соответствующая ему эпоха крепко вошли в нашу жизнь. И виной тому не только музыкальные каналы, но и стремительная информатизация жизни. Что делать с клиповым сознанием? Опасно ли он?

Давайте разбираться. Клиповым сознанием называется способ восприятия информации, мира, характеризующийся фрагментированностью информации, несвязанностью образов, нелогичностью, разнообразностью входящей информации, быстрой сменой фрагментов, так же как и отсутствие связанного понимания общего мира. Как в музыкальном клипе – яркие картинки сменяют друг друга, и между ними особой взаимосвязи нет. Как нет и общего повествования, общего смысла.

Согласно Олегу Фридману, «такой вид мышления вырабатывается при «длительном потреблении информации в мозаичном и препарированном виде через музыкальные каналы и СМИ».

Но если рассматривать шире, это и адаптация к изменяющемуся инфопространству и подаче информации из СМИ, соцсетей, сайтов, отовсюду. Это реакция на избыток информации, бесконечные яркие картинки и интерактивные элементы, быстро сменяющие друг друга, постоянно изменяющиеся и подвижные новости и обновления, изобилие видеороликов, раздробленную и упрощенную подачу информации…

Переходя в режим клипового восприятия, мы легче можем ориентироваться в потоке информации и быть более защищёнными от информационных перегрузок, выхватывать основное и запоминать кусочки выделенной информации, хватать по верхам, не углубляясь в суть, быстро запоминать и так же быстро забывать, не перегружая память.

Так, младое поколение лучше лавирует в интернет- и инфопространстве, демонстрируя преимущества клипового сознания в современном мире. Сегодняшние дети и подростки оперируют информацией гораздо быстрее своих предшественников. С таким мышлением  быстро принимать решения и реагировать оперативно.

Для этого нового поколения детей, появившимся после повсеместного распространения интернета и соцсетей, применим термин Поколение i («iGeneration»). Термин был введён доктором философии Ларри Розеном, более 25 лет посвятившему изучению различий между поколениями и общими чертами. i в термине обозначает как i в популярных технологических приспособлениях, широко используемых этим самым поколением — (iPhone, iPod, Wii, iTunes), так и высоко iндивидуализированный способ использования гаджетов.

Согласно Розену, это поколение – родившееся уже в 21м веке, отличают три главные особенности:

  • Повышенное потребление информации. Молодёжь проводит бОльшую часть бодрствования участвуя в обмене и приёме разрозненных битов информации – играя в игры онлайн, слушая музыку, переписываясь в чатах, обмениваясь сообщениями и имейлами, пересылая фотографии, аудио и видеоматериалы, реагируя на уведомления и прочее. Чаще всего всё это одновременно.
  • Одновременное выполнение разных дел – никому так хорошо не даётся мультитаск, как iGeneration.
  • Интернет-коммуникация – современный подросток предпочитает общаться не по телефону, а через чат, Скайп, СМС, имейлы. И если в 2010 году, как отмечалось Розеном, типичный подросток посылал и получал в среднем 10 сообщений в час, то и сегодня этот тренд сохраняется.

Однако, наряду с преимуществами имеются и недостатки. Обладателю клипового сознания трудно оперировать смысловыми отрезками большей длины, также как и сложными связанными конструкциями. Это проявляется в том, что человеку сложно концентрироваться на чём-то одном длительное время, на повествованиях и развёрнутых смысловых отрезках, на длинных и сложных произведениях. Человек не видит целой картины и у него снижена способность к анализу, построению сложных логических цепочек.

Это можно наблюдать у современных школьников. Они не читают классическую литературу, которую им сложно осилить, им очень тяжко даётся кропотливо корпеть над учебниками или писать рефераты. Из-за неспособности воспринимать информацию системно и анализировать, точные науки им не даются. Зато легко даются данные в виде выжимки, слайда или короткого видеоролика, но они надолго не запоминают информацию. Познание или восприятие мира становится всё более мозаичным и фрагментарным.

К тому, постоянная смена образов, новостей, раздражителей, приводит и к тому, что у человека снижается способность к сопереживанию, эмпатии, чувство сопричастности и ответственности.

Об опасностях и вреде клипового мышления больше писали лет десять назад. Тогда отмечая изменения в мышлении молодёжи и падении её учебных показателей, клиповое мышление воспринималось чуть ли не однозначно негативно и кто-то начинал бить тревогу. Сегодня к нему уже относятся как к реалии жизни, ведь интернет, соцсети, видеоигры и видеоролики и т.п. никуда не уходят и не сдают позиции. На смену одним информационным трендам приходят другие. А клиповое сознание остаётся, и присуще оно не только молодёжи.

В русскоязычном научно-педагогическом пространстве данное явление уже давно изучается и обсуждается. Но если поискать информацию о клиповом мышлении на английском языке, мало что выходит. Выходят статьи по теме clip thinking, на английском, но написанные русскими авторами.

Отсылка к Элвину Тоффлеру, американскому социологу и футурологу, впервые употребившим термин «клиповая культура», есть в Википедии:

Тоффлер представляет термин «Клиповая культура» и понимает его как «принципиально новое явление, рассматривающееся в качестве составляющей общей информационной культуры будущего, основанной на бесконечном мелькании информационных отрезков и комфортной для людей соответствующего склада ума».

Однако, это не clip culture, а blip culture. Вот её определение из Англо-русского экономического словаря https://economy_en_ru.academic.ru/7426/blip_culture

Это культура, характеризующаяся тем, что вместо длинных «нитей» идей, связанных друг с другом, в сегодняшнем мире мы имеем дело с новыми образами и представлениями — «блипами» информации: короткими сообщениями, объявлениями, командами, заголовками новостей, отрывками из песни или стихотворения, коллажами и т. д., которые не согласуются со схемами и не поддаются классификации

(instead of receiving long, related ‘strings’ of ideas, organized or synthesized for us, we are increasingly exposed to short, modular blips of information — adverts, commands, theories, shreds of news).

Также эту культуру называют отраженной, экранной , мерцающей.

 

Так что же делать?                                  

Если мы подвержены новым информационным реалиям, и они переиначивают наше мышление на клиповый лад, нужно ли противостоять этому? Или перестать сопротивляться и полностью перейти на поверхностное восприятие огромных объёмов информации?

На мой взгляд, самой выигрышной стратегией в данных условиях будет совмещать клиповое мышление и традиционное – системное, аналитическое, нарративное. Особенно нашему поколению, тому что воспитывалось в докомпьютерную, доинтернетовскую эру, это по плечу. Если думать «по старинке» можно не поспеть за скоростью поступающей информации и быть не в силах ориентироваться в ней. Однако, в определённых ситуациях необходимо концентрировать своё внимание и удерживать его на одном предмете, анализировать, обрабатывать системную информацию, изучать что-то глубинно и досконально. А в других ситуациях – быстро просматривать информацию, например посты в ленте или имейлы, и отбрасывать ненужное, параллельно делать два дела, быстро переключаться от одного дела к другому и от одного куска информации к другому. Оба навыка могут быть полезны. Плохо, если один хромает.

Вряд ли клиповое мышление нужно тренировать. А вот навыки другого вида мышления полезно будет укрепить. Как?

Возврат к старым добрым книгам – один из лучших способов тренировки неклипового мышления. Мы все знаем, что чтобы быть умнее, нужно читать, и это так. Исследования доказывают, что чтение книг помогает развить разные виды ума:

  • Кристаллизировавшийся интеллект – объём накопленных знаний и приобретённый опыт, которыми мы можем оперировать, также как и словарный запас и умения;
  • Подвижный интеллект – способность мыслить логически, находить решения вне зависимости от предыдущего опыта, анализировать и вычленять смысловые модели;
  • Эмоциональный интеллект – способность адекватно понимать и отвечать на свои и чужие эмоции и чувства.

В дополнении к повышению показателей трёх видов интеллекта, чтение помогает преодолеть ограничения клипового мышления:

В отличие от ТВ, где происходит управляемое восприятие, при прочтении художественного произведения приходится самостоятельно выстраивать образную систему. А всяческое закрепление прочитанного — обсуждение, конспектирование и т. д. способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями, и в конечном итоге приводит к разрушению мозаичной, фрагментированной картины мира. (Источник)

Кроме того, практики на тренировку внимания, медитация также будут полезны.

В случае же с детьми, помимо чтения нужно восполнить то, чего их лишает глобальная информатизация и технологизация — путешествия, спорт, музыка, театры, рисование, а главное – обычное живое общение.

Если рассматривать формат образования, то здесь стоит всерьёз принять факт, что сегодняшние дети воспринимают мир иначе, гораздо более поверхностно. Необходимо принимать во внимание фрагментарность их восприятия и сложности в длительной концентрации и анализе. Так, клиповое мышление может помочь запоминать материал, где контекст минимален или отсутствует – напр., иностранные слова, где каждое слово соответствует какой-либо картинке, образу. Вдобавок, материал в учебниках (электронных учебниках, если на то пошло) должен быть разбить на мелкие абзацы, короткие предложения, клипы. Отрезки информации желательно должны перемежаться с цветными картинками, графиками, интерактивными элементами. О необходимости интегрировать клиповое мышление в систему образования говорилось на прошлогодней конференцией по образованию, психологии и соц.наукам, больше узнать  можно тут.

Подводя итоги

Вывод напрашивается один: клиповое мышление имеет своё место в современном мире, но он не лишено недостатков. Преимущество имеет тот человек, кто умеет совмещать разные типы мышления, переключаться в зависимости от задач между поверхностным восприятием информации и глубоким, логическим, связанным, системным мышлением.

Для меня возможность изучить феномен клипового мышления оказалась познавательной и развивающей. Поиск информации, сопоставление фактов, обработка, систематизация и написание данного поста явилось возможностью потренировать глубокое мышление. С пользой и с удовольствием.

Желаю и вам наслаждаться разными гранями вашего мышления!

 

P.S. Ну и напоследок (в духе клиповости)…

  • 42хминутный документальный фильм о клиповом мышлении:

https://www.youtube.com/watch?v=qXfNHzNKDkk

  • Слайд, демонстрирующий снижение времени на принятие информации:

Слайд-презентация о клиповом мышлении и о превращении СМИ в соцсети здесь.

Если Вам понравился этот пост, не забудьте поделиться с друзьями!

комментариев пока нет

Добавить комментарий